и одиночества.
Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».
Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку
с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена,
среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».
Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью.
И уже в первом четверостишии возникает
пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос,
смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же
неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:
Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы
«забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий
через все творчество Лермонтова. Подобно Печорину, который «ничего не забывает
и вечно находится под гнетом своего прошлого, поэт тоже все помнит, и все пережитое
так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти»
Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две
части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя.
Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу —
там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.
Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.